Моя дорога
26.02.2021
Размышления
Мнение: Свидетели жизни
Для каждого общества самый большой страх – жить настоящим. Без готовых анализов прошлого, без светлых надежд на будущее. Быть здесь и сейчас. По мере поступления ежедневных проблем. Эмоциональные горки и вездесущий человеческий фактор. Бытие без прикрас, когда пороки не скрыть хачкарами, а виноватых оказывается слишком много.
Теснота реальности – быть, выжить, остаться армянином. Но каким?
Учитывая мононациональность армянского общества, отсутствие элит и хаотичное влияние социальных сетей на умы граждан, приправленное отсутствием оформленной национальной идеи, мы заперты в следующих парадигмах:
Здравствуй, комплекс жертвы.
Прелесть в том, что он и не исчезал.
Он уже более столетия периодически поднимает голову, когда политические элиты не в состоянии выработать концепт бремени армянства. И если век борьбы с последователями пантюркизма за признание геноцида помогал выжить западной диаспоре и сохранить идентичность и самосознание, то век 21-ый оказался не готов к реалиям закулисной (и не очень) роли Турции во второй карабахской войне, когда каждый второй квадратный метр Армении унавожен турецкими товарами.
Он уже более столетия периодически поднимает голову, когда политические элиты не в состоянии выработать концепт бремени армянства. И если век борьбы с последователями пантюркизма за признание геноцида помогал выжить западной диаспоре и сохранить идентичность и самосознание, то век 21-ый оказался не готов к реалиям закулисной (и не очень) роли Турции во второй карабахской войне, когда каждый второй квадратный метр Армении унавожен турецкими товарами.
И вот, мандарины неожиданно стали иранскими, стройматериалы грузинскими, а ткани пока в процессе самоопределения. Казалось бы, столь естественные экономические аспекты любой войны давно состоявшийся факт, но крайне вне сферы патриотизма, когда это бьет по карману мелких бизнесменов.
И те же очереди в турецкий ширпотреб торговых центров – наглядное доказательство выбора между…
Историческая vs истерическая память.
Между первой и второй мировой был аналогичный временной отрезок, как между двумя карабахскими, при этом достаточно изученный, препарированный и не сокрытый от аналитиков. В Армении же страх перед военным феодализмом, карабахскими кланами и прочими аспектами послевоенной адаптации привели к тому, что противник не был изучен как субъект отношений с возможными сценариями.
Как итог – морозный Ераблур, пропитанный ладаном, кровью, отчаянием и немой яростью. Опухшие глаза и утраченное поколение.
Очнулись поклонники АСАЛА, Немезиса и прочих идей, внушающих хлипкую надежду на точечное отмщение. Поиски же системных решений не есть прочный источник выгоды и дивидендов, так что они сразу же отметаются как неосуществимые (читай недоходные).
Милитаризация сознания.
Любая идея легко монетизируется, стоит плеснуть в нее каплю патриотизма, помноженную на реванш. И вот ожили НКО и прочие около собравшиеся, неустанно компилирующие Израиль, Сингапур и Швейцарию, в надежде найти потребителя своих услуг околовоенной подготовки. Иллюзия безопасности всегда продается, особенно когда земля не впитала кровь погибших.
Поиски же путей решения трагедии для нации и народа без крови невинных – скучное и не приносящее очков занятие. Всегда можно заклеймить неугодных предателями, трусами или иным тиражированным термином. Неважно, что исход войн давно решается в кабинетах, хруст военных ботинок и трель автоматной очереди ласкает слух лишенных надежды. Проще уничтожить систему образования и здравоохранения, нежели создать уверенное в себе общество.
Форма хаки позволяет получать голоса масс, независимо от содержания ее носящих. Проверенный пример.
Здравствуй, мессия.
Здравствуй, мессия.
Ожидание спасителя знакомо миру последние 2 тысячи лет.
В Армении же мессия всегда идет политическим путем, сметая напрочь «прошлых» ураганом «справедливости», деля население на враждующие лагеря и спокойно вкушая плоды ярой любви и ярой же ненависти попеременно.
Мадагаскарская традиция доставания трупов перекочевала в политическое поле – и мумии вернулись из небытия собственных надежд. Политическая система как избитый факт развитого общества не так привлекает, как аура нового (читай обновленного) харизматичного лидера, который уж точно будет честным, добрым и полным прочих достоинств. А если нет, то всегда в помощь народное линчевание.
Судить же государственных мужей по их полномочной принадлежности – занятие скучное, длительное, так и не прижившееся на армянской земле.
Политическая лотерея.
Политический тотализатор – всенародная забава. Выберем онлайн-голосованием достойных. Чем не пародия на саму суть дистанционного мышления. И вот они списки, лайки, репосты. Территория тщеславия и менеджерской импотенции одновременно. Занять кресло, а уже потом думать, что с ним делать.
Политический тотализатор – всенародная забава. Выберем онлайн-голосованием достойных. Чем не пародия на саму суть дистанционного мышления. И вот они списки, лайки, репосты. Территория тщеславия и менеджерской импотенции одновременно. Занять кресло, а уже потом думать, что с ним делать.
И если министерская чехарда была лакмусовой бумажкой «совка», то гипноз политических шахматных фигур – визитная карточка Армении сегодня.
Братские ожидания.
Если вы не армянин, но когда-либо положительно высказывались об армянской культуре, истории и прочих болевых точках древней нации, вас к вашему же удивлению сразу включали в список «братьев», «друзей» целой нации. Отсюда закономерный способ ведения информационных войн – поиск «своих», с «правильной позицией». Местечковый инфлюенс-маркетинг, помноженный на стереотипность восприятия.
И вот очередные ожидания «братской» помощи, «друзей» в политики и прочей ментальной коррупции, нежели выстраивание армянского геополитического бренда.
Любить-ненавидеть – единственная парадигма, что удобна диванным критикам, нежели стабильное место за столом международных игроков.
Шейминг выживших.
В Армении герои предпочтительнее мертвые, юные, не обретшие пороков. Они лучше смотрятся на плакатах, не разрушают миф непогрешимости армянского гражданина и в целом хорошо цементируют в обществе запрет на ошибку. Так нация без остатка делится на белых и черных в зависимости от политического курса.
Свидетели ошибок и тем более их непосредственные акторы – теплокровные черные пятна на образе армянского патриотизма, где предатель на -ян слишком неудобное историческое явления (хотя веками документально подтвержденное). Внешний враг всегда приятнее, чем внутренний. Судить же своих – стыдно, прецедентно и местами «родственно». Лучше их хоронить заживо.
Казалось бы, не самая радужная картина. Но именно в подобные серые дни возникают личности, не вписанные позже в страницы истории, которые толкают вперед машину государственного мышления, создают новые парадигмы и правила игры.
Вывод всего один – ваше время пришло.
Нам вас не хватает, поклонники идеи и ответственности на единой армянской монете.
Елена Кожемякина