Мой путь домой
30.11.2024
История репатрианта
Тоска по дому как источник вдохновения дизайнера Гаяне Казарян
Мне, как автору, особенно интересно писать о людях, с которыми путь знакомств состоялся не через общину репатриантов и которых, как кажется вначале, знаю давно, а значит - хорошо, но на самом деле открываю их для себя по-новому через беседы о репатриации. С Гаяне Казарян (Баятян) мы знакомы более десяти лет: когда-то жили в соседних городах, она – в Краснодаре, я в Ростове-на-Дону и обе состояли в рядах благотворительной организации «Поможем детям Армении». Два года назад мы случайно встретились на Баграмяна, пообщались немного: Гаяне приезжала в гости в Ереван. Потом, как оказалось, показалось. Именно с этого временного отрезка начался путь возвращения домой одного из молодых армянских дизайнеров. Но обо всем по порядку.
- Гаяне, как у тебя складывались отношения с Арменией до переезда? Что тебя с ней связывало?
- Я родилась в Армении, мне было два года, когда моя семья переехала в Россию. До школьного возраста мы жили там, а потом вернулись: родителям было важно, чтобы дочки жили в армянской среде и получили армянское образование. Школу и первый ВУЗ я окончила здесь, потом мы опять уехали. Дальше наша жизнь складывалась в двух странах. В разные времена мы приезжали и уезжали, чтобы не расставаться с папой. Связь с Арменией всегда была самая тесная, мы каждый год хотя бы на неделю-две приезжали сюда, в том числе в составе Молодёжной организации Краснодарской и Северокавказской епархии ААЦ.
- А как складывалась твоя жизнь вне Армении?
- Уже будучи лингвистом, в России я пошла во второй ВУЗ, в магистратуру по специальности “Культурология”. А потом решила наконец начать путь дизайнера: с самого детства это было моей большой мечтой. Поступила в тот же Краснодарский государственный институт культуры в бакалавриат дизайна одежды, параллельно работала по уже имеющимся профессиям. Даже будучи вдалеке от Армении я с сестрой очень активно участвовала в жизни ААЦ, епархиального культурно-образовательного центра и воскресной школы, занималась организационными работами, по необходимости принимала участие в костюмных работах.
- Гаяне, ты переехала в Россию в осознанном возрасте. Расставание не было больным? Не хотелось вернуться?
- Мы переехали, чтобы семья не разъединилась и знали, что хотя бы для нас с сестрой это временное решение. Я видела так: сейчас я получаю здесь образование дизайнера, но будущее свое как дизайнер я уже тогда видела только в Армении.
- А где состоялся твой первый опыт дизайнера?
- Когда я поступила в 2016 на дизайн одежды, уже занималась костюмами. В 2018 году по приглашению кинокомпании "HAYK" начала работать художником по костюмам в фильме «Аршалуйс» про армянскую женщину, которая жила недалеко от города Горячий Ключ и помогала солдатам во время ВОВ. Пол года длилась работа: на мне лежал и выбор одежды героев, и создание эскизов, и работа с костюмами на съемочной площадке. Уже тогда мы с сестрой занимались костюмами во время мероприятий в общине, организовывали фотосессии в таразах, в это время и начались работы по созданию моей первой коллекции. Это были годы окончания института, и дипломная работа была на тему «Коллекция костюмов по мотивам армянской архитектуры». Называется она «Линии города», и выпустила я ее наконец в 2023 году в Ереване.
- Любимый Ереван стал объектом для вдохновения. Была ли коллекция выражением тоски по нему?
- Мы все очень любим Ереван, все, что я видела во время прогулок по любимому городу, представляла в своих костюмах. Я видела формы, цвета, хотелось творить. Это было своего рода признанием любви и выражением тоску по городу, в котором я не жила. Пока.
- Мне очень хорошо знакомо это чувство тоски по дому. Оно должно дойти своего пика, чтобы быть началом конкретных шагов. Был ли какой-то переломный момент, с которого началось ясное осознание того, что путь возвращения домой должен наконец-то начаться?
- Арцахская война 2020 года, военные действия в Армении 2021 и 2022 годов: это все углубило желание возвращения. И цель переезда была уже серьезная, потому что думаешь более предметно. Если в первые годы думала, что должна вернуться, то после войны уже было четкое решение уехать, потому что издалека было невозможно следить за всем. И цели жизни вне дома не находила. Все мы пытались помочь Армении, но потом поняла, что нужно быть здесь и переживать то, что переживает живущий здесь.
- Но даже при всем этом твой переезд оказался сюрпризом и для тебя. Расскажи, как ты попала в надежные руки Birthright Armenia.
- В 2022 году мы с отцом приехали в Армению по делам на две недели. Дела затянулись, и я стала интересоваться, чем могу быть здесь полезна. Сестра порекомендовала обратиться в Birthright Armenia. Там мне предложили волонтерскую программу сроком на 4 недели. Так я начала работать в команде стилистов Детского Евровидения. После они же предложили волонтерствовать в Палате моды и дизайна Армении и организуемом ею Yerevan Fashion Week. Я была в организационной команде. Папа к этому времени закончил свои дела, уехал, а я так и осталась в Армении. Жила я принимающей семье, работала параллельно онлайн, обучала живущих в России русскоговорящих армян и русских армянскому.
- А как ты заявила о себе как молодой дизайнер уже в Армении?
- Birthright помимо волонтерства дает возможность иметь свой собственный проект, который хочется реализовать в Армении. И поскольку к тому моменту я еще не доделала свою коллекцию, занялась им. Летом 2023 года был организован первый Yerevan Fashion Week на международном уровне. Тогда в Армению приехал английский конкурс для молодых дизайнеров Fashion Scout. Я подала заявку, нас было восемь участников в финале, которые показали свои коллекции на Yerevan Fashion Week. И так у меня появилась возможность показала свою коллекцию в Армении. Потом много раз думала, что она хотела родиться и быть показанной именно в Армении.
Сразу после Fashion Week работала в команде художника по костюмам фильма “Возрожденный” режиссера Дживана Аветисяна: собралась международная команда, фильм затрагивал тему двух арцахских войн.
В итоге мое волонтерство в Birthright Armenia длилось год вместо запланированного месяца.
- Гаяне, чем, на твой взгляд, отличаются наряды Bayatyan Fashion House от нарядов других молодых дизайнеров?
- Я создаю сложные формы, такие как арки, например, самыми легкими тканями. Создала технологию шитья, которая позволяет эту монументальность показать легкой и воздушной.
- А в какой точке сейчас находится молодой дизайнер Гаяне?
- Этот год был и продолжает быть параджановским: я приняла участие в выставке работ армянских дизайнеров, которая была приурочена к его 100-летию.
Для меня было большой честью и достижением показать свой наряд в одном зале с такими известными дизайнерами как Крикор Джаботян и Ваан Хачатрян. Сейчас работаю с молодым актером-постановщиком над костюмами представления «Цвет граната». Ну, и главное, моя вторая коллекция, которая затронет тему Параджанова и армянской природы. Если первая воспевала армянскую архитектуру, вторая будет о природе, о слоистых горах на горизонте.
- А какие духовные высоты помогла достичь Армения? А может наоборот, помешала?!
- Во всем этом есть одна цель – возвращение в Армению. Концентрироваться нужно на этом. Директор армянского офиса Birthright Armenia Севак Кабакян на первой встрече сказал: «Нужно иметь ноль ожиданий в Армении». Я живу без них. Ничто несравнимо с тем, что приобретаешь здесь. Я не в чужом месте, я дома, я и мысленно, и физически дома, потому я спокойна. Самая большая высота, на которую я взошла – это возможность и радость быть на Родине.
Интервью вела Нарэ Беджанян
Подробнее
См. все-
История репатрианта27.11.2024Любовь к Родине начинается с семьи: история украшений Nush Enamel
-
История репатрианта21.10.2024Armenian Code Academy: новая эра технологического образования в Армении